Главная | RSSСреда, 22.11.2017, 17:47

МКУ "Управление образования г. Боготола"

Форма входа
Постановление о закреплении территорий за МБОУ г.Боготола


 


МБДОУ № 9 Инициатива и самостоятельность дошкольников как образовательный результат

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вида № 9»

 

Инициатива и самостоятельность дошкольников как образовательный результат

 «Ребенку доставляет большое удовольствие,

если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление,

и если его рассуждение оказалось действительно верным,

точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то,

что он сделал сам и достиг без указания других».

Петр Францевич Лесгафт

 

Руководитель проекта: старший воспитатель Обухович З.В.

Проектная группа:

воспитатели подготовительной группы «Земляничка» - Артюх Ирина Анатольевна, Землянова Елена Ивановна;

воспитатели старшей группы «Василек» - Леонова Елена Викторовна, Полозова Оксана Геннадьевна.

педагог -психолог - Стрелкова Елена Николаевна

Целевая группа: дети подготовительной и старшей групп (5-7 лет).

   Работая в тесном взаимодействии по преемственности со школой на совместном педагогическом совете в 2014 году, анализируя результаты выпускников ДОУ, учителя отметили, что дети в основном работают по шаблону, предложенному учителем, и в редких случаях проявляют инициативу и самостоятельность. Пришли к выводу и поставили перед собой цель, что в детском саду необходим совершенно другой подход к ребенку. При высоком уровне развития инициативы и самостоятельности у дошкольника обучение на следующей ступени образования будет для него более успешным. Поэтому детский сад поставил  перед собой задачу по выбору наиболее оптимальных и приемлемых для нашего ДОУ способов поддержки детской инициативы и самостоятельности.

          Решая поставленную задачу, участвовали в ноябре 2014г. в третьем Красноярском «Педагогическом марафоне», в ноябре 2015г. прошли курсы повышения квалификации на базе детского сада «Журавушка» по теме «Развитие инициативности и самостоятельности у детей подготовительных к школе групп»,  изучили методические рекомендации научных сотрудников Центра дошкольного образования Красноярского института повышения квалификации.

     Начало работы было организовано в октябре 2015г. В эксперименте, проявив инициативу, участвовали воспитатели двух групп (старшей «Василек» и подготовительной «Земляничка»). Был разработан план методического сопровождения, повысили профессиональную компетенцию педагоги. Перед воспитателями  и педагогом – психологом была поставлена задача: создать условия для становления инициативы и самостоятельности в группе. С 2014 по 2016 год являлись пилотной площадкой по введению ФГОС ДО в Красноярском крае.                 

     В течение первого этапа пилотирования в группах была изменена развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО (материалы в центрах и уголках направлены на поддержание самостоятельности и     инициативности дошкольников, появилось много неоформленного материала). Закрепили в режиме дня время для свободного часа детей - в первой половине дня с 8.50 ч. до 9.50 ч. (часть занятий была перенесена во вторую половину дня).

   После завтрака дети собирались в спокойной зоне, где наступало время для планирования. В месте общего сбора, на детском совете, дети проговаривали, чем они будут заниматься (каждый ребенок высказывал своё мнение, идею, мысль, переживание), анализировали жизнь в группе.  В течение часа детям предоставлена полная свобода. Они могли организовывать свою деятельность и перемещаться из игровой в приемную, из приемной в спальню. С помощью детской фантазии и тех игровых материалов, которые имеются в группе – эти пространства меняются и преображаются. Необходимо отметить, что в группах имеется большое количество многофункционального материала (картонные коробки, ткани разных размеров, пенопласт, пакеты, ширмы, чурочки, крупный конструктор и многое другое).                    В спальне мог появиться корабль, шалаш, цирк и тому подобное. Все пространство – это территория детей, они используют все, что им нужно во время свободного часа.       В течение двух лет воспитатели участвуют в краевом конкурсе «Как мы меняемся», предоставляя вниманию педагогической общественности, в том числе и опыт работы с многофункциональными материалами.

   В ходе эксперимента решили пойти на нововведение: детям было предложено во время свободного часа посетить своих соседей. Данный опыт дал положительные результаты: дети подготовительной группы с удовольствием включали в свою игровую деятельность детей старшей  группы и наоборот (произошел своего рода обмен информацией с более опытными сверстниками, что благоприятно сказалось на зоне ближайшего развития каждого ребенка, лучше развивались коммуникативные навыки).

     В этом учебном году продолжает работать в этом направлении теперь уже подготовительная группа «Василек» и включились педагоги из старших групп, но не все. Столкнулись с трудностями: боязнь воспитателями нововведений, нежелание меняться, отсутствие необходимых для развития детской инициативы компетентностей. Для обучения педагогов и снятия у них тревожности запланировали ряд практико-ориентированных семинаров и индивидуальное консультирование воспитателей с привлечением педагога-психолога.

     В ходе эксперимента педагоги фиксировали данные в индивидуальных картах по развитию инициативности каждого ребенка; на еженедельных планерках анализировали полученные результаты, делали выводы и корректировку (выбирали методы и приемы, направленные на достижение более высоких результатов развития ребенка).

     Эксперимент показал положительную динамику развития инициативы и самостоятельности у дошкольников.  В октябре 2016 года на педагогическом совете по преемственности учителя начальной школы отметили, что дети из экспериментальной группы «Земляничка» отличаются от своих сверстников  в   принятии решений, в выражении своих чувств и мыслей, способны выбирать  вид деятельности и участников по совместной деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность; дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Были сделаны выводы и внесены предложения по дальнейшему использованию данной практики.

     В результате работы был накоплен методический опыт, первые пробы практики представлены на двух межмуниципальных семинарах, Днях открытых дверей, на экспертной сессии в КИПК в марте 2016 года. Экспертами КИПК были даны рекомендации, которые мы сейчас применяем в работе.

(уточнить смысловое назначение употребляемых терминов в описании, уточнить логику построения этапов образовательной практики (цель-задачи-средства-результат), вернуться к тематике представленной практики)

     Воспитатели разработали педагогические рекомендации (правила для воспитателей).

 

 

Педагогические рекомендации (или правила для воспитателей)

1. Взрослые не имеют права вмешиваться в свободную деятельность, запрещать или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей.

2. Помните. Свободная деятельность приносит эмоциональный подъем, источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не ее результат или ее оценка.

3. Свободная деятельность не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану.

4. Игровая среда создается в соответствии с возрастными особенностями, с учетом уровня развития детей. Она должна быть динамичной. Атрибуты расположены в легко доступном для детей месте.

5. В месте общего сбора, при планировании или рефлексии, выбор позиции «глаза на одном уровне» (присесть на корточки, стульчик). Эта позиция исключает пространственное доминирование педагога и смягчает разницу в физическом росте ребёнка. Чтобы все участники разговора могли видеть друг друга, оптимальным для этого является форма круга, тогда сразу же создаётся атмосфера доверия, открытости, равноправия.

6. Не стоит разговаривать с играющими детьми, находясь далеко от них и повышая при этом голос. Нужно подойти к играющим детям и ни в коем случае не подзывать их к себе.

7. Избегайте отрицательных оценок, запретов, окриков, замечаний, суждений типа «ты прав», «ты не прав», «плохо», «хорошо».

8. В игровых ситуациях, когда действия ребёнка подвергают опасности его самого или других детей, требуется пресекать такие действия. Поэтому в воспитательных целях любые проступки детей нужно обыгрывать через сюжетно-ролевую игру.

9. Чтобы ребёнок захотел играть, он, прежде всего, должен почувствовать и увидеть, что вы искренне хотите играть с ним. Поза, жесты, телодвижения, тон и интонация вашего голоса, выражение лица, энергия, которая от вас исходит, выражают ваш интерес к ребёнку и к его игре. Самое важное в игре – это ваше отношение к ней.

10. Уважайте мнения и чувства ребёнка. Вступая в диалог с ребёнком, постарайтесь в беседе с ним держать паузу. Помните - это время принадлежит ребёнку. У каждого человека есть потребность высказаться, быть выслушанным и понятым.

 

   Сейчас изучаем, а в дальнейшем планируем апробировать в детском саду педагогическую технологию «Клубный час», которая также направлена на развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников.

Экспертиза Боготол 2017

 

 


Корзина

Поиск
Школы города
  • Школа №2
  • Школа №3
  • Школа №4
  • Школа №5
  • Школа №6
  • Дом детского творчества
  • Детские сады
  • Детский сад №7
  • Детский сад №8
  • Детский сад №9
  • Детский сад №10
  • Детский сад №11

  • Полезные ссылки



  • Служба по контролю в области образования Красноярского края
  • Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае
  • Приоритетные национальные проекты
  • Карта образовательных сайтов
  • Календарь
    «  Ноябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930
    Архив записей
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Погода





    Создать бесплатный сайт с uCoz